Позиция Эстонской Православной Христианской Церкви: диалог вместо противостояния

Епископ Даниил, Эстонская Православная Христианская Церковь
26.09.2025
На прошлой неделе Рийгикогу большинством голосов принял в неизменном виде закон о церквях и приходах и направил его на подпись президенту Алару Карису, который уже дважды возвращал этот документ в парламент, указывая на его несоответствие Конституции. Эта ситуация заставляет задуматься не только о содержании законопроекта, относительно которого многие спешат высказать свое мнение в социальных сетях и СМИ, но и о том, как он готовился и обсуждался. А обсуждения эти длятся уже почти год, и все это время наша Церковь подвергается безосновательным и бездоказательным обвинениям.
В демократическом государстве, где власть по определению принадлежит народу, его представители не должны злоупотреблять предоставленными им полномочиями. Когда речь идет о решениях, затрагивающих значительную часть общества, то до того, как они в виде готовых законопроектов поступят в Рийгикогу, необходимо не только проводить по ним обстоятельные обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, но и всесторонне изучить и проанализировать тему, чтобы избежать поверхностных и некомпетентных решений. К сожалению, многие важные решения нередко принимаются без содержательных и длительных дискуссий и без тщательного взвешивания возможных последствий и рисков. Так произошло и с законопроектом о внесении изменений в Закон о церквях и приходах. Решения, касающиеся религиозных объединений и, шире, деликатной темы свободы совести и вероисповедания, несомненно, должны приниматься как минимум с участием тех, кого они непосредственно затрагивают.
Но вот уже почти на протяжении целого года наш вопрос обсуждают и решают без нас – за все время работы над изменениями в законодательстве ни министерство внутренних дел, ни парламент ни разу не обратились к нашей Церкви, хотя Эстонская Православная Христианская Церковь постоянно упоминалась в парламентских дебатах, и мы предлагали встретиться, чтобы разъяснить свою позицию и возобновить конструктивный диалог, который бывший министр внутренних дел прервал в одностороннем порядке, инициировав изменение закона о церквях и приходах. Справедливости ради стоит отметить, что один раз я присутствовал на открытом заседании правовой комиссии, но и туда меня изначально не приглашали – мне пришлось отдельно просить разрешение на участие. В качестве эксперта по теме православия был приглашен представитель Эстонской Апостольской Православной Церкви, который не может быть беспристрастным в данном случае, поскольку обсуждения разного рода вопросов, касающихся отношений между нашими организациями в Эстонии, остаются незавершенными. Все понимают, против какой именно Церкви направлены эти поправки. Однако в правовом государстве законотворчество не может строиться на принципе “все и так понимают, о ком речь”. Закон должен быть универсальным и справедливым для всех, а главное, соответствовать Конституции.
Показательной стала медийная активность за неделю до и после рассмотрения поправок в Рийгикогу, когда в общественном пространстве и в СМИ вновь зазвучали определенные тезисы по данному вопросу. Также характерным примером является дискуссия на Фестивале мнений, организованная Эстонской Апостольской Православной Церковью под названием “Вызовы православной Церкви”. В ней участвовали теолог Таури Тёльпт, доцент Тартуского Университета Прийт Рохтметс, а также советник МВД по вопросам вероисповеданий Ринго Рингвеэ. Согласно программе, обсуждение должно было касаться и нашей Церкви, однако, по непонятным причинам, руководство ЭАПЦ не сочло нужным нас об этом проинформировать, не говоря уже о приглашении к участию. Узнали мы об этом совершенно случайно, и лишь благодаря личной инициативе мне удалось в последний момент присоединиться к дискуссии, чтобы изложить позицию нашей Церкви. Это был весьма показательный пример: мнение заранее уже составлено, и все обсуждение должно было это мнение лишь подтвердить.
Когда год назад, на фоне начавшейся кампании против нашей Церкви, Александровское Православное Братство организовало международную научно‑практическую конференцию “Православная Церковь в Эстонии – независимость: возможности развития, риски, последствия”, посвященную анализу положения православия в Эстонии и перспективам развития отношений между Церковью и государством, мы рассчитывали, что по итогам совместных обсуждений можно будет наметить дальнейшие шаги. Мы пригласили на конференцию представителей государства и конфессий-членов Совета Церквей Эстонии. В первую очередь, мы надеялись на участие Предстоятеля Эстонской Апостольской Православной Церкви митрополита Стефана, чтобы на достойном уровне обсудить общие вопросы. Однако он отказался прийти.
Эстонская Православная Христианская Церковь является официально зарегистрированным в Эстонии религиозным объединением. Наши прихожане живут в Эстонии и являются частью эстонского общества, и представляется само собой разумеющимся, что мы должны быть услышаны по вопросам, которые нас непосредственно касаются.
Мы разделяем озабоченность государства вопросами национальной безопасности и считаем их чрезвычайно важными. Однако в случае с изменением закона о церквях и приходах нельзя сказать, что это способствует укреплению безопасности, как пытаются убедить общественность. Скорее, наоборот, изменение закона и то, как проходит весь процесс внесения поправок, только порождает напряжение и разобщенность. Мы не можем согласиться с тем, чтобы ЭПХЦ, ее духовенство и мирян рассматривали как потенциальную угрозу. Мы неоднократно подчеркивали,что являемся автономной Церковью, действующей в полном соответствии с законами Эстонской Республики. Об этом говорится в заявлении Синода ЭПХЦ от 02.04.2024, это было озвучено на нашей пресс‑конференции 09.04.2024 и многократно подчеркивалось в последующих публикациях и выступлениях. Как справедливо отметил Алар Карис, действующее законодательство уже содержит необходимые механизмы обеспечения государственной безопасности. Каноническая связь с Московским Патриархатом не вынуждает нас вести себя как противники своей страны и государства. Напротив, мы видим в своем служении Богу и Его Церкви на эстонской земле вклад в укрепление сплоченности общества, а следовательно – и в повышение безопасности, тогда как притеснение какой-либо части общества по признаку вероисповедной или канонической принадлежности ослабляет общество в целом и тем самым создает угрозу его безопасности. Тем не менее государство в лице министерства внутренних дел и значительной части Рийгикогу, несмотря на наши аргументы и отсутствие правонарушений, отказывается нас услышать и вступить с нами диалог.
Действительно, наша Церковь в основном объединяет русскоязычную часть населения Эстонии, но наши двери открыты для всех. Во многих приходах есть заметное число эстонцев; мы также оказываем духовную поддержку беженцам из Украины, многие из которых стали членами наших приходов. Несмотря на военную агрессию России против Украины, наши прихожане понимают значимость церковной принадлежности. Церковь не меняют просто так – это осознанный выбор каждого верующего, который не зависит ни от геополитической ситуации, ни даже от военных действий. Важно подчеркнуть, что сопоставлять деятельность нашей Церкви в Эстонии с действиями Московского Патриархата в России некорректно, поскольку в наш устав включен пункт о том, что наша деятельность в Эстонии осуществляется в рамках эстонского законодательства. Следовательно, все, что выходит за пределы этих рамок, для нас в нашей деятельности неприемлемо. Мы полностью согласны с тем, чтобы этот принцип был закреплен и в планируемом законе, поскольку не видим в этом для себя никакого противоречия. Высшим руководящим органом Эстонской Православной Христианской Церкви является ее Собор, выставлять же ее в роли проводника внешнеполитического влияния – сознательная манипуляция.
Прошедшее на прошлой неделе в Рийгикогу обсуждение поправок к закону о церквях и приходах показало, что представители власти, за редким исключением, не только не желают выслушать нашу Церковь, но и не считают нужным считаться с мнениями друг друга и с позицией Президента Республики. Мы надеемся, что глава государства сохранит принципиальность и не подпишет этот закон; вероятно, нам также придется ожидать решения Государственного суда. В октябре исполнится год с тех пор, как наша Церковь живет в состоянии неопределенности относительно своего будущего. Мы молимся, чтобы в наше непростое время восторжествовали разум и справедливость, а противостояние уступило место диалогу. Да поможет Господь всем нам найти путь к взаимопониманию!